Конспект урока строение и значение почек

Полное собрание и описание: конспект урока строение и значение почек и другая информация для лечения человека.

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Биология, 8 класс

Тема: Строение и функция почек

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения:

Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана – Графф, 2003

Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,

Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.

http://pochit.ru/biolog/100949/index.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%EA%E0_(%E0%ED%E0%F2%EE%EC%E8%FF)

План урока:

  1. Приветственное слово учителя

  2. Актуализация пройденного материала

  3. Определение темы урока

  4. Изучение нового материала

  5. Первичное закрепление знаний

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание.

  8. Переход к теме следующего урока.

Ход урока.

1. Приветственное слово учителя.

Добрый день, ребята!

2.Актуализация материала.

А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

Проверка работ, учащихся у доски:

Вопросы первому ученику: Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме).

Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? ( Кишечник, легкие, почки, кожа)

  1. Определение темы урока

С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).

Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал)

Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.

У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо – функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой.

Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение)

Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2х-сторонний скотч)

Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).

Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

  • медленным током крови

  • высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).

  • разностью давления в приносящей и выносящей артериолах

Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

Задание:1 Заполните таблицу.

Органы выделения

Особенности строения

Функции

I. почки

II. мочеточники

III мочевой пузырь

IV. мочеиспускательный канал

Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме.

6. Рефлексия.

Закончите предложение:

1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. На уроке для меня было сложным….

7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек)

8. Переход к теме следующего урока.

Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.

Приложение

Задания учащимся, работающим у доски.

1 Составить схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)

2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

Тестовая работа классу

1 вариант

2 вариант

1. Из аминокислот состоят:

А) жиры

Б) углеводы

В) белки

Г) нуклетновые кислоты

2. Максимальной энергетической ценностью обладает:

А) говядина

Б) сыр

В) сахар

Г) масло

3. Роль витаминов заключается в (во)

А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма

Б) поддержании постоянства внутренней среды организма

В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ

Г) защите организма от инфенкций

4. Образование гликогена происходит в:

А) печени

Б) поджелудочной железе

В) желудке

Г) стенках кишечника

5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит:

А) расщепление белков

Б) образование воды и углекислого газа из углеводов

В) образование жира

Г) расщепление гликогена до глюкозы

6) В состав зрительного пигмента входит витамин:

А)-С В)-А

Б)-В1 Г)-D

1.Продуктами распада жиров являются:

А) глюкоза

Б) глицерин и жирные кислоты

В) нуклеотиды

Г) аминокислоты

2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит:

А) в желудке

Б) в тонкой кишке

В) в клетках

Г) в толстой кишке

3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина:

А)-А В)-С

Б)-В Г)-D

4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению?

А) куриный бульон

Б) стакан молока

В) стакан сметаны

Г) манная каша

5) К реакциям энергетического обмена относится:

А) окисление глюкозы

Б) растворение солей натрия в воде

В) синтез белка

Г) фотосинтез

6) Наиболее благоприятным режимом питания является:

А) двухразовое питание

Б) питание 4 раза в день

В) питание через каждые 2 часа

Г) трехразовое питание

1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в

1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б.

Раздаточный материал

Таблица №1 Выделение веществ из организма.

Орган

Удаляемые вещества

Количество в сутки

Легкие (газообразные продукты обмена)

CO2, H2O, летучие вещества

Кишечник (кал)

Соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов. Продукты распада гемоглобина в печени. Не переваренные остатки пищи-кал

300 гр.

Кожа (пот)

Избыток воды, соли, мочевина, NH3,ядовитые вещества.

0,5л

загрузка...

Почки (моча)

1,2-1,6л

Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

Характер мочи

Количество в сутки

Состав

Должно отсутствовать

Первичная

150-170 л

Вода, минеральные соли, витамины, гормоны, аминокислоты, мочевина.

Клеток крови, белка.

Вторичная

1,2-1,5л

Вода, мочевина, лекарственные вещества, аммиак, глюкоза – до 0,11%, сульфиты.

Клеток крови, белка, сахара более 0,2 %

Строение почки и нефрона

Вопросы рефлексии

1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. На уроке для меня было сложным….

3. По данной теме я ещё хочу узнать…

Урок 53. Мочевыделительная система’. Строение и значение почек

22.01.2015 3084 0

Цели урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особен­ностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека.

Оборудование: таблицы «Органы выделения», модель «Строение почки млекопи­тающего», муляжи почек, свежие или зафиксированные почки свиньи (кошки или собаки), лупы, схематичные рисунки поперечного разреза почки.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.      Письменная проверочная работа по теме «Обмен веществ и энергии» (см. тест в конце книги)

III.    Изучение новой темы

►      Выделение – это важнейшая составная часть обмена веществ, завершение про­цесса, начинающегося в момент поступления пищи в организм. Удаление продуктов распада потребленных питательных веществ обеспечивает постоянство внутренней среды человека – гомеостаз. Без этого разладился бы точный и чуткий механизм поддержания баланса различных веществ, без которого невозможна сама жизнь.

Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

—. Какие же вещества удаляются из организма?

Гетеротрофные организмы главным образом метаболизируют белки, жиры и уг­леводы.

С углеводами и жирами все достаточно просто: их избыток запасается в виде гли­когена в печени и мышцах или в жировых депо либо они, по мере необходимости, утилизируются в реакциях распада (диссимиляции) до С02 и НгО.

А вот с белками (и нуклеиновыми кислотами) возникают определенные трудности.

Белки и нуклеиновые кислоты не могут «откладываться про запас» – в природе нет такого механизма. Кроме того, эти соединения содержат азот, поэтому в про­цессе расщепления белков и нуклеиновых кислот образуется токсичный аммиак, который в печени превращается в мочевину и мочевую кислоту. К числу азотистых продуктов обмена относятся креатин и креатинин.

Освобождение организма от «отходов», образовавшихся при обмене веществ, состав­ляющее основу выделения, было названо экскрецией (от лат. excretum выделение).

У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специа- лизированные органы, образующие выделительную систему.

I Составлен на основе урока ЕА. Евсеевой, учителя биологии школы № 462 г. Москвы // Биология в школе № 2 – 2003.


Выделительные функции у позвоночных, в т. ч. и у человека, выполняют легкие (удаляют С02 и Н20), кожа (НгО, мочевину, соли натрия и др.). Однако основным органом выделения являются почки.

Вспомните из раздела «Животные» строение мочевыделительной системы у мле­копитающих ми перечислите органы, изображенные на таблице, определите, какие из них относятся к мочеобразующим, а какие — к мочевыводящим.

Учитель обобщает ответы учащихся и рисует на доске схему мочевыделительной системы, демонстрирует расположение органов выделения на торсе человека.


Мочеобразующий орган: почки – парный орган бобовидной формы, сверху рас­положены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний – до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «да­вит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. Вес почки 300 г, снаружи она покрыта прочной и эластичной капсулой.

й> Мочевыводящие органы: – мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре, впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препро­вождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи. Мышечные волокна мочеточников сокра­щаются по спирали, что препятствует обратному току мочи.

Мочевой пузырь – непарный орган, не слишком большой и не слишком малень­кий – зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качес­твами. Емкость мочевого пузыря составляет 500-7850 мл.

–               Осмыслите следующий факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и че­ловек погибает уже через 5 дней.

Объясните: а) какими веществами отправляется человек с поврежденными поч­ками, хотя никакие яды в организме из среды не поступали; б) какую функцию вы­полняют почки.

В ходе обсуждения формулируются основные функции почек:

1)             выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических ве­ществ, продукты азотистого обмена);

2)             защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

3)             участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма. Самостоятельная работа учащихся с рельефной таблицей почки.

Цели’, дать конкретное представление об особенностях строения почки, связан­ных с ее выделительной функцией.

Материалы и оборудование’, муляжи почек, свежие или зафиксированные почки свиньи, кошки или собаки, лупы, настенные таблицы.

Ход работы.

Вариант I. Изучение строения почки с использованием натурального объекта (почки животного).

1.            Рассмотрите зафиксированные почки животных. Найдите капсулу, покрыва­ющую почку, опишите форму и цвет почки.

2.            Отыщите мочеточник (тонкую спавшуюся трубку), акротерию (сосуд с упру­гой стснкой) и вену (более широкую спавшуюся трубку).

3.            Выяснить, используя настенную таблицу или муляж, как почка связана с большим кругом кровообращения.

4.            Рассмотрите почку в поперечном разрезе и найдите корковое вещество (на­ружный слой), мозговое вещество – пирамидки с сосочками и почечную ло­ханку (см. рис. 71, с. 128 Уч. Б., Уч. К. с. 214).

5.            С помощью лупы изучите корковое вещество, найдите клубочки капилляров с капсулами.

6.            Обратите внимание на кровоснабжение почки и укажите, с чем это связано.

Вариант II. Изучение строения почки с использованием рисунков учебника, тек­ста «Анатомическое строение мочевыделительной системы».

2.            Найдите на модели «Строение почки млекопитающего» мочеточники, круп­ные кровеносные сосуды, почечную лоханку.

3.            На поперечном разрезе почки модели найдите более темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый внутренний слой (мозговое вещество).

4.            Найдите во внутреннем слое пирамидки, состоящие из тоненьких трубочек и заканчивающиеся сосочками. Посчитайте количество пирамидок.

5.            Выясните, какие образования располагаются в корковом слое почки.

6.            Ответьте на вопрос: почему почку можно назвать сложным биологическим фильтром.

После выполнения работы организуется обсуждение результатов деятельности, подводятся итоги и формулируются выводы.

1.            Почки млекопитающих, в т. ч. и человека, имеют сложное строение.

2.            Корковое вещество почки образовано множеством капиллярных клубочков и капсул, а мозговое вещество – из канальцев.

3.            Моча из множества извитых канальцев поступает в собирательные трубочки, от­крывающиеся сосочком в почечную лоханку, откуда моча стекает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал выходит наружу.

На следующем этапе урока учитель акцентирует внимание учащихся на микро­скопическом строении почки.

Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон можно сравнить с жемчужиной, россыпь которых хранит в себе почка, или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук.

Схема строения нефрона представлена на рис. 71 с. 128, Уч. Б., Уч. К.

IV.  Закрепление изученного материала

Прокомментируйте следующее стихотворение:

Они как два больших боба На связках закрепились,

У позвоночного столба Уютно разместились Фильтруют почки нашу крови С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион Содержат наши почки.

Прохолодить кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

V.    Домашнее задание

Уч. Б.: § 40, работа с терминами.

Уч. К.: § 42.

Уч. Д.: §3.9.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о заболеваниях мочевыделитель­ной системы.

Слайд №2
Цель урока:
сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть связь строения почек с их функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма, показать механизм мочеобразования.
Слайд №3
Какие органы выполняют выделительную функцию?
Слайд №4
-Какие выделительные органы, на ваш взгляд, являются самыми главными?
Слайд №5
Осмыслите!
При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Объясните, какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали.
Слайд №6
Строение мочевыделительной системы
Слайд №7
Заполните схему
Слайд №8
почки
Почки – парный орган. Расположены на уровне поясницы, с обеих сторон от позвоночника.
На правую почку «давит» такой «гигант», как печень. Поэтому она на 1-1,5 см ниже левой.
Почки — мощный фильтр нашего организма. В течение всего одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови, а за сутки 1700 литров крови.
Слайд №9
почка
По форме почка напоминает боб, вогнутый край обращен к позвоночнику. Это место входа сосудов и нервов (ворота почки).
Снаружи почка покрыта плотной соединительнотканной оболочкой с жировыми капсулами.
Величина почки- с кулак человека, масса 150-200 г, длина около 10 см, ширина 5-6 см.
Слайд №10
Органы выделения
Мочеточники – трубочки длиной 30 см, диаметром 4-7 мм.
Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза, объемом 500-700 мл. Мочеиспускательный канал – орган, через который происходит выведение мочи.
У детей от 2,5-3лет и взрослых мочеиспускание – произвольный процесс.
Слайд №11
Макроскопическое строение почки
На разрезе почки видно, что она состоит из двух слоев: наружного (более темного)-КОРКОВОГО слоя и более светлого внутреннего- МОЗГОВОГО,
Мозговой слой образует 15-20 пирамид.
Слайд №12
Микроскопическое строение почки.Строение нефрона.
Почка состоит из 1 млн структурно-функциональных единиц нефронов.
Нефрон образован капсулой, расположенной в корковом слое.
От нее отходит извитой каналец первого порядка, который идет к мозговому слою, делает петлю, петля возвращается в корковое вещество и там образует извитой каналец второго порядка, впадающий в собирательную трубку.
Собирательные трубки, сливаясь, открываются в полость лоханки. Канальцы оплетены густой сетью капиллярных сосудов.
Слайд №13
Образование мочи
Первичная моча образуется в почечной капсуле.
В капиллярах клубочка развивается высокое давление (из-за разности диаметра входящей и выходящей артерий).
Через стенки капилляров клубочка в полость капсулы фильтруется из крови вода и растворенные в ней вещества (кроме высокомолекулярных соединений и клеток крови). Такую отфильтрованную жидкость называют первичной мочой. В сутки ее образуется 150-170 л
Слайд №14
Содержание некоторых веществ в плазме крови, первичной и вторичной моче (%)
Слайд №15
Образование вторичной мочи.
Во время движения крови по извитым канальцам происходит обратное всасывание воды и ряда других веществ (глюкозы, аминокислот, ионов натрия, калия).
Так образуется вторичная моча. Она содержит мочевину, мочевую кислоту, аммиак, сульфаты и другие вещества.
В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи.
Из канальцев она собирается в почечную лоханку, а затем по мочеточнику поступает в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря по мочеиспускательному каналу моча периодически выводится наружу.
Слайд №16
Значение почек
поддержание кислотно-щелочного равновесия
поддержание водно-солевого обмена (удаление избытка воды и минеральных солей)
биологический фильтр
синтез биологически активных веществ
Слайд №17
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Слайд №18
Вставьте пропущенные термины.
В нефроне происходят два процесса … и … .Процесс … осуществляется в … . В результате этого процесса образуется …, похожая по составу … . Обратное всасывание происходит из … в … .
В результате образуется …, содержащая …
Слайд №19
Проверьте:
В нефроне происходят два процесса фильтрация и обратное всасывание.
Процесс фильтрации осуществляется в почечной капсуле. В результате этого процесса образуется первичная моча, похожая по составу на плазму крови. Обратное всасывание происходит из первичной мочи в кровь . В результате образуется вторичная моча, содержащая продукты жизнедеятельности.
Слайд №20
Задание на дом:
Параграф 39, ответить на вопросы.
Зарисовать в тетрадях строение нефрона.
Слайд №21
Спасибо за урок!

Задачи:

Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы.

Изучить строение почек и выполняемые ими функции.

Продолжить воспитание у учащихся заботы о собственном здоровье.

Оборудование: таблица «Строение мочевыделительной системы», карточки с групповыми заданиями, карточки с рисунком почки, тестовые задания.

Ход урока биологии в 8 классе

I. Актуализация знаний.

Изучив достаточно много органов нашего организма, мы часто упоминаем термин «жизненно важный орган». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться ещё одним органом, который входит в состав выделительной системы – почек. Познакомившись со значением, строением и работой почек, мы должны подтвердить или опровергнуть их статус «жизненно важные органы».

II. Изучение нового материала.

Этапы урока записываются на доску:

Значение выделительной системы (группа 1)

Строение органов мочевыделения (группа 2)

Микроскопическое строение почки (группа 3)

Кровоснабжение почки (группа 4)

Образование мочи (группа 5)

Необычные цифры (группа 6)

Ученикам в начале урока дается время ознакомиться с индивидуальными групповыми заданиями, а затем в течение урока каждая группа делает маленькое сообщение по прочитанному материалу на разных этапах урока.

Скачать сообщения для учащихся

1. Значение выделительной системы.

Группа №1 делает сообщение о значении выделительной системы. Обратить особое внимание на конечные продукты, выделяемые из организма (мочевина, мочевая кислота, аммиак, соли аммония). На доску вывешивается карточка с перечнем этих химических веществ, подготовленная учениками. Остальные записывают в тетрадь (Значение –удаление жидких продуктов распада – аммиака, мочевины и других).

2. Строение органов мочевыделения.

Группа №2 делает сообщение о строении системы органов. Учащиеся перечисляют органы, изображенные на плакате, определяют, какие из них относятся к мочеобразующим и мочевыводящим и составляют на доске схему мочевыделительной системы (остальные ученики записывают её в тетрадь).

Учитель по ходу заполнения схемы объясняет строение органов (рис. 69).

Скачать сообщение о почках

3. Микроскопическое строение почки.

Ученик из группы №3 рассказывает о строении почки и показывает на плакате. Другой ученик рассказывает и показывает строение нефрона. Учащиеся по учебнику (с. 157) знакомятся с устройством нефрона. Запись в тетрадь (Структурная единица почки – нефрон).

Ученики работают со своими карточками (рисунок почки) и отмечают самостоятельно перечисленные части почки, а затем сдают учителю.

4. Кровоснабжение почек.

Группа №4 рассказывает о кровоснабжении нефрона (по плакату у доски).

5. Образование мочи.

По ходу рассказа учеников группы №5 заполняется таблица в тетрадях.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка

2. образование вторичной мочи

Обратное всасывание

В канальце

Мочевина, мочевая кислота и др.

6. Ученики последней группы сообщают необычные цифры, записав их предварительно на листочках, которые крепятся на доске.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста с последующей взаимопроверкой.

Тест.

Обсуждение вопроса учителя: «Все-таки почки жизненно важные органы? Почему? Какова их основная функция?»

Опыт – Фильтрация грязной воды.

IV. Домашнее задание

загрузка...

Изучить параграф 39. Подписать основные части почки на рисунке.  Подготовить сообщения, кроссворд по заболеваниям мочевыделительной системы.

V. Итог урока

Скачать стихотворение

Оценка 4.6 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here