Урок по биологии почки строение почек

Полное собрание и описание: урок по биологии почки строение почек и другая информация для лечения человека.

На  уроке мы получим представление, какие есть органы выделение в организме человека и для чего они нужны. Рассмотрим строение почек, их функции. Разберемся в работе почек и узнаем об их огромной роли в функционировании организма.

Введение

Выделение является важнейшей частью обмена веществ – выведением из организма продуктов распада, которые уже не могут быть использованы. Удаление продуктов распада питательных веществ, поступивших в организм, обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды).

Из организма удаляются: углекислый газ, избытки воды, мочевина, мочевая кислота, соли и другие химические вещества.

Органы выделения

Одними из выделительных органов являются легкие. Легкие выводят из организма углекислый  газ и немного воды в виде пара, а также мочевину, соли и воду потовые железы кожи. А главным органом выделительной системы являются почки.

Почки выводят из организма множество веществ, а именно мочевину, избытки воды, мочевую кислоту, другие химические вещества.

Строение почек

Почки – парные бобовидные органы, расположены у задней стенки брюшной полости, на уровне первого и второго поясничного позвонков (рис. 1).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 1. Почки

Масса каждой почки – около 150 граммов, длина – примерно 12 см, ширина – 7 см, толщина – 3 см.

Прикреплены почки к брюшной стенки слоем соединительной ткани и располагаются по обе стороны позвоночника, над поясницей, позади желудка и печени (рис. 2).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 2. Расположение почек

Почка покрыта соединительной и жировой тканью. Вогнутый край почки повернут к позвоночнику, тут в почку входят и выходят кровеносные сосуды, иннервирующие нервы, там же находится почечная лоханка. От почечной лоханки отходит мочеточник, который соединяет почку с мочевым пузырем, соединенным с мочеиспускательным каналом (рис. 3).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 3. Строение почек

урок по биологии почки строение почек

Рис. 4. Схема мочевыделительной системы

Почка состоит из двух слоев коркового наружного слоя (темно-коричневого цвета) и мозгового внутреннего слоя (светло-коричневого цвета). Эти слои соединены между собой почечными пирамидами (рис. 5).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 5. Слои почек

В корковом слое находятся нефроны, а в мозговом слое – почечные канальца (рис. 6).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 6. Строение слоев

В каждой почке примерно 1 млн нефронов. Нефрон – структурная функциональная единица почки, обеспечивающая процессы фильтрации.

Строение нефронов

Нефрон состоит из капсулы Шумянского-Боумена и почечного канальца (рис. 8).

Расположенные в корковом слое капсулы представляют собой микроскопические чашечки из двух слоев эпителиальных клеток, между ними – щелевидное пространство, оттуда начинаются почечные канальца, внутри капсулы находится капиллярный клубочек, он образуется многократно ветвящейся приносящей почечной артерией. На выходе из капсулы выносящий артериальный сосуд также ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца (рис. 7).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 7. Строение нефрона

Каналец, который отходит от капсулы, называется извитым канальцем первого порядка и проходит по мозговому слою, образуя петлю Генле, возвращается в корковый слой, образуя каналец второго порядка, он впадает в собирательную трубочку (рис. 8).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 8. Строение канальца

Собирательные трубочки объединяются в выводные потоки, переходящие в почечную лоханку на верхушках почечных пирамид.

Работа почек

Почки работают под большой нагрузкой, за 4–5 минут через них профильтровывается вся кровь организма. Кровоснабжение почек не такое, как у других органов человека. Система сосудов представляет собой артерии – капилляры – артерии. Из-за такого строения происходит быстрое освобождение организма от вредных веществ в виде мочи.

Моча образуется вследствие того, что кровь по приносящей артерии попадает в капиллярный клубочек (приносящий сосуд в 2 раза шире выносящего сосуда), в клубочке создается избыточное давление крови, за счет него происходит фильтрация крови в полость капсулы Шумлянского-Боумена, таким образом, возникает первичная моча. Она содержит еще много полезных организму веществ (глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные вещества) и продукты распада (мочевина, мочевинная кислота). У взрослого человека за сутки в нефронах образуется около 200 литров первичной мочи. Из просвета капсул первичная моча движется по извитому канальцу, его стенки приспособлены к обратному всасыванию (реабсобции) веществ, содержащихся в первичной моче (рис. 9).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 9. Образование мочи

При реабсорбции обратно в организм поступают вода, соли натрия и калия, витамины, аминокислоты. Некоторые вещества поступают в кровь без больших энергетических затрат путем осмоса и диффузии, другие, наоборот, в результате больших затрат энергии. Кроме реабсорбции, в канальцах происходит секреция. Секреция – поступление из крови в мочу некоторых химических веществ (мочевой кислоты, чужеродных химических веществ) (рис. 10).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 10. Секреция и реабсорбция

В результате реабсорции и секреции в почечных канальцах из первичной мочи образуется вторичная моча – продукт, который подлежит выведению из организма.

урок по биологии почки строение почек

Рис. 11. Содержание вторичной мочи

За сутки у здорового человека образуется 1,5–2 литра вторичной мочи. По собирательным трубочкам вторичная моча поступает в почечные лоханки, потом по мочеточникам в мочевой пузырь, из него по мочеиспускательному каналу выводится из организма (рис. 12).

урок по биологии почки строение почек

Рис. 12. Каналы выведения вторичной мочи

Список литературы

  1. Колесов Д.В. и др Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
  2. Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). – М.: 2009. – 304 с.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. – 3-е изд., перераб. – М.: 2008. – 272 с.
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: 2012. – 288 с.
  5. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – 2-е изд., стер. – М.: 2007. – 287 с.
  6. Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. – М.: 2010. – 255 с.
  7. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – М.: 2012. – 255 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «opochkah.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» (Источник)
  3. Интернет портал «pedsovet.pro» (Источник)

Домашнее задание

  1. Какие органы выделительной системы вы знаете?
  2. Опишите строение почек.
  3. Что такое реабсорбция и секреция?
  4. После чего образуется вторичная моча?

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Биология, 8 класс

Тема: Строение и функция почек

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения:

Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана – Графф, 2003

Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,

Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.

http://pochit.ru/biolog/100949/index.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%EA%E0_(%E0%ED%E0%F2%EE%EC%E8%FF)

План урока:

  1. Приветственное слово учителя

  2. Актуализация пройденного материала

  3. Определение темы урока

  4. Изучение нового материала

  5. Первичное закрепление знаний

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание.

  8. Переход к теме следующего урока.

Ход урока.

1. Приветственное слово учителя.

Добрый день, ребята!

2.Актуализация материала.

А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

Проверка работ, учащихся у доски:

Вопросы первому ученику: Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме).

Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? ( Кишечник, легкие, почки, кожа)

  1. Определение темы урока

С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).

Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал)

Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.

У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо – функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой.

Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение)

Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2х-сторонний скотч)

Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).

Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

  • медленным током крови

  • высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).

  • разностью давления в приносящей и выносящей артериолах

Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

Задание:1 Заполните таблицу.

Органы выделения

Особенности строения

Функции

I. почки

II. мочеточники

III мочевой пузырь

IV. мочеиспускательный канал

Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме.

6. Рефлексия.

Закончите предложение:

1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. На уроке для меня было сложным….

7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек)

8. Переход к теме следующего урока.

Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.

Приложение

Задания учащимся, работающим у доски.

1 Составить схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)

2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

Тестовая работа классу

1 вариант

2 вариант

1. Из аминокислот состоят:

А) жиры

Б) углеводы

загрузка...

В) белки

Г) нуклетновые кислоты

2. Максимальной энергетической ценностью обладает:

А) говядина

Б) сыр

В) сахар

Г) масло

3. Роль витаминов заключается в (во)

А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма

Б) поддержании постоянства внутренней среды организма

В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ

Г) защите организма от инфенкций

4. Образование гликогена происходит в:

А) печени

Б) поджелудочной железе

В) желудке

Г) стенках кишечника

5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит:

А) расщепление белков

Б) образование воды и углекислого газа из углеводов

В) образование жира

Г) расщепление гликогена до глюкозы

6) В состав зрительного пигмента входит витамин:

А)-С В)-А

Б)-В1 Г)-D

1.Продуктами распада жиров являются:

А) глюкоза

Б) глицерин и жирные кислоты

В) нуклеотиды

Г) аминокислоты

2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит:

А) в желудке

Б) в тонкой кишке

В) в клетках

Г) в толстой кишке

3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина:

А)-А В)-С

Б)-В Г)-D

4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению?

А) куриный бульон

Б) стакан молока

В) стакан сметаны

Г) манная каша

5) К реакциям энергетического обмена относится:

А) окисление глюкозы

Б) растворение солей натрия в воде

В) синтез белка

Г) фотосинтез

6) Наиболее благоприятным режимом питания является:

А) двухразовое питание

Б) питание 4 раза в день

В) питание через каждые 2 часа

Г) трехразовое питание

1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в

1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б.

Раздаточный материал

Таблица №1 Выделение веществ из организма.

Орган

Удаляемые вещества

Количество в сутки

Легкие (газообразные продукты обмена)

CO2, H2O, летучие вещества

Кишечник (кал)

Соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов. Продукты распада гемоглобина в печени. Не переваренные остатки пищи-кал

300 гр.

Кожа (пот)

Избыток воды, соли, мочевина, NH3,ядовитые вещества.

0,5л

Почки (моча)

1,2-1,6л

Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

Характер мочи

Количество в сутки

Состав

Должно отсутствовать

Первичная

150-170 л

Вода, минеральные соли, витамины, гормоны, аминокислоты, мочевина.

Клеток крови, белка.

Вторичная

1,2-1,5л

Вода, мочевина, лекарственные вещества, аммиак, глюкоза – до 0,11%, сульфиты.

Клеток крови, белка, сахара более 0,2 %

Строение почки и нефрона

Вопросы рефлексии

1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. На уроке для меня было сложным….

3. По данной теме я ещё хочу узнать…

Задачи:

Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы.

Изучить строение почек и выполняемые ими функции.

Продолжить воспитание у учащихся заботы о собственном здоровье.

Оборудование: таблица «Строение мочевыделительной системы», карточки с групповыми заданиями, карточки с рисунком почки, тестовые задания.

Ход урока биологии в 8 классе

I. Актуализация знаний.

Изучив достаточно много органов нашего организма, мы часто упоминаем термин «жизненно важный орган». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться ещё одним органом, который входит в состав выделительной системы – почек. Познакомившись со значением, строением и работой почек, мы должны подтвердить или опровергнуть их статус «жизненно важные органы».

II. Изучение нового материала.

Этапы урока записываются на доску:

Значение выделительной системы (группа 1)

Строение органов мочевыделения (группа 2)

Микроскопическое строение почки (группа 3)

Кровоснабжение почки (группа 4)

Образование мочи (группа 5)

Необычные цифры (группа 6)

Ученикам в начале урока дается время ознакомиться с индивидуальными групповыми заданиями, а затем в течение урока каждая группа делает маленькое сообщение по прочитанному материалу на разных этапах урока.

Скачать сообщения для учащихся

1. Значение выделительной системы.

Группа №1 делает сообщение о значении выделительной системы. Обратить особое внимание на конечные продукты, выделяемые из организма (мочевина, мочевая кислота, аммиак, соли аммония). На доску вывешивается карточка с перечнем этих химических веществ, подготовленная учениками. Остальные записывают в тетрадь (Значение –удаление жидких продуктов распада – аммиака, мочевины и других).

2. Строение органов мочевыделения.

Группа №2 делает сообщение о строении системы органов. Учащиеся перечисляют органы, изображенные на плакате, определяют, какие из них относятся к мочеобразующим и мочевыводящим и составляют на доске схему мочевыделительной системы (остальные ученики записывают её в тетрадь).

Учитель по ходу заполнения схемы объясняет строение органов (рис. 69).

Скачать сообщение о почках

3. Микроскопическое строение почки.

Ученик из группы №3 рассказывает о строении почки и показывает на плакате. Другой ученик рассказывает и показывает строение нефрона. Учащиеся по учебнику (с. 157) знакомятся с устройством нефрона. Запись в тетрадь (Структурная единица почки – нефрон).

Ученики работают со своими карточками (рисунок почки) и отмечают самостоятельно перечисленные части почки, а затем сдают учителю.

4. Кровоснабжение почек.

Группа №4 рассказывает о кровоснабжении нефрона (по плакату у доски).

5. Образование мочи.

По ходу рассказа учеников группы №5 заполняется таблица в тетрадях.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка

2. образование вторичной мочи

Обратное всасывание

В канальце

Мочевина, мочевая кислота и др.

6. Ученики последней группы сообщают необычные цифры, записав их предварительно на листочках, которые крепятся на доске.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста с последующей взаимопроверкой.

Тест.

Обсуждение вопроса учителя: «Все-таки почки жизненно важные органы? Почему? Какова их основная функция?»

Опыт – Фильтрация грязной воды.

IV. Домашнее задание

загрузка...

Изучить параграф 39. Подписать основные части почки на рисунке.  Подготовить сообщения, кроссворд по заболеваниям мочевыделительной системы.

V. Итог урока

Скачать стихотворение

Оценка 4.6 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here